Мне кажется, что в этих стенах все еще звучит восторженный шепот посетителей, комплименты авторам, рассказы организаторов. И отблески работ кажется все еще освещают старые стены… Хотя нет… потушены лампы, уже давно разобраны выставочные экспозиции, уже вручены награды, разъехались гости, и начали признанные мастера готовиться к будущим фестивалям и выставкам.
Но мне, Просто Зрителю и Просто Лоскутнице, хочется в этой тиши пройтись еще раз и всмотреться в те работы, которые были выделены жюри, и те, которые отметили неравнодушные сердца рукодельниц.

Иногда я бываю Восторженной Рукодельницей, иногда Придирчивой, иногда нахожусь под властью лоскутного философствования – кто-нибудь сталкивался с подобным? – а иногда просто прислушиваюсь к другим мастерам, всматриваюсь в их работы, и возникают свои ассоциации и иное мнение, а часто и просто сомнения о сути нашего творчества. Вслед за гостями - а там, где-то в толпе мелькают наши знакомые Маша, Оксана, Ирина - я оказалась (или мне это только кажется?) в этой благодатной части Франции – в Эльзасе, и, сдерживая себя от желания быстрей! туда! где ждут лоскутные работы! - хочу сначала осмотреться, отодвигая тот Миг Встречи с Творчеством.
Отвлекусь пока от главного события – Европейского фестиваля пэчворка.
Небольшой городок и вовсе крохотные деревни старой Европы принимали гостей. Мало новых построек, а старые так притягательны своим историческим прошлым, своей неповторимостью, что прогулки по узким, неброским улицам приносят столько наслаждения для глаз и покоя для души!

Я еще мало видела (а вам признаюсь, что совсем еще нигде не побывала, а только успела бросить взгляд туда, через горы в долину Серебряной реки), но у меня уже появилось непреодолимое желание приехать сюда еще раз (если я уже здесь…) на какой-то другой здешний праздник. Вы только послушайте, какие праздники отмечают жители этих мест: Праздник ландыша, Праздник спаржи, Эльзасская ярмарка почтовых открыток, Праздник роз, Праздник аиста, Праздник черники, Праздник хмеля, Праздник луны, Праздник каравая, Праздник круглой тыквы…
После этого вы можете поверить, что там не умеют радоваться жизни и не умеют встречать гостей?
Вот так же радушно встречали жители и очередной 14-ый Европейский фестиваль пэчворка 2008 года в Эльзасе.

По традиции лоскутными работами украшают даже витрины, что создавало особую атмосферу праздника, который, казалось, захватил всех.
Более 18,5 тысяч гостей в этом году посетили 14-ый Европейский фестиваль в Эльзасе. Они смогли увидеть более 1000 выставочных работ, посетить демонстрации мод, принять участие в 36 семинарах и прослушать 9 лекций, посетить отдел продаж, где 145 фирм показывали новые товары для лоскутного шитья.
Особенность фестиваля в том, что туда, кроме основного конкурса, привозят самые удачные выставки, которые проходили в других странах. В этом году можно было увидеть работы мастеров Франции, Германии, Японии, Кореи, Латвии, Чехии, России, Австрии - и каждая выставка со своим лицом, своим характером и стилем мастеров.

Российская выставка "Белое и черное" в этом году тоже радовала гостей Европейского фестиваля.
Предпочтения у гостей фестиваля были разные: кто спешил в зал к японским работам – давняя мечта всех лоскутниц, если уж не коснуться руками, то хотя бы рассмотреть их вблизи, кто к старым классическим квилтам амишей – здесь, кстати, их родина. И про эти выставки уже рассказывали гости фестиваля на других сайтах и в блогах.
Но мое внимание привлекли конкурсные работы этого года. А тема конкурса была неожиданная - «Перо», и на всех языках стран-участниц La Plume, Feathers, Die Feder – это чтоб всем понятно было…
И именно из-за нее – этой темы – я и решила задержаться перед квилтами подольше.

Согласитесь, что тема для лоскутной работы непростая. Еще не видя ни одной из них, я уже опасалась, что тут мог быть заложен весьма формальный подход к решению темы в лоскутной технике. И было очень любопытно посмотреть, как же участницы справились с изображением перьев в лоскутной работе доступными нам средствами. Ведь у каждого вида искусства есть свои средства: краски, тушь, бумага, мрамор, резец, ткань, нитка…
И оказалось, что использование реальных пуха и пера стало преобладающим приемом в этих работах. Хотя были и только лоскутные. Я их на эти две группы для себя и разделила.
Может вам будет интересно узнать, какие мысли по поводу работ возникли у меня? Тогда приглашаю и вас посмотреть на некоторые из них поближе.
Продолжение размышлений о пэчворке вообще и об этих работах в частности вы прочитаете на страницах, если кликните на все ниже стоящие маленькие фотографии...


В конкурсе Европейского фестиваля соревновались между собой профессионалы и любители. Но если бы мне кто мог пояснить, чем одни отличаются от других?

Одна моя знакомая (не очень близкая, но тоже лоскутница) сказала: если вы шьете большие квилты, да еще и из дорогих тканей – вы профессионал, а если всякие мелочи, хотя и из лоскутков – вы любитель. Неужели правда? А если такую работу выполнили по всем законам шитья и кроя и она заслуживает внимания знатоков - это еще не гарантия профессионализма? И кто скажет, где заканчиваются маленькие квилты и начинаются большие?

Или вы станете профессионалом, когда вас примут в члены какой-то организации… лоскутной, например… Но я видела работы некоторых членов даже лоскутной ассоциации, которые уступают по технике исполнения начинающим лоскутницам. Впрочем, может быть их ценность в художественном осмыслении созданного? Не знаю, не знаю… И наоборот, знакома с лоскутницами, которые шьют немного, но и с технической и творческой стороны от их работ, как говорится, глаз не оторвать…

Или вы обязательно должны продавать свои лоскутные работы и это гарантирует звание профессионала? Но как это учитывать? И все ли захотят отчитываться о своих продажах?
Слышала еще о таком подходе: если вы не только участник, но и призер выставки или фестиваля пэчворка, тогда вас будут расценивать как профессионала. А выставку в ЖЭКе и районном клубе учитывать? Или только в Хьюстоне, Эльзасе и Токио? При таком определении профессионализма создается как бы каста неприкасаемых, только наоборот, и большому количеству талантливых рукодельниц путь к признанию заказан, потому что попробуй пробейся среди уже признанных.
А может диплом дизайнера по текстилю решит вопрос? Но тогда в нашем деле вообще будут единицы работ, которые можно считать профессиональными …

А пока сама с собой рассуждала, вдруг поняла, что это неправильный подход к оценкам лоскутных работ в рамках одного конкурса. Не может быть критерием: шил работу профессионал или непрофессионал. Во всяком случае, пока нет точного понимания одного и другого нельзя делить их по этому признаку. Может ближе к решению этой проблемы стоят японские лоскутницы, у которых есть номинация «юниоры» - но это совсем не обозначает возраст, а только лишь наличие или отсутствие опыта рукодельницы. Конечно, на выставках и фестивалях должны быть разные номинации, но определяться они должны, скорее, по творчеству, а не по прошлым заслугам.

Вот если вы работаете в технике класси... ой, извините... это уже совсем другая история, лучше об этом в другой раз...
Пожалуй, надо пригласить к размышлениям других рукодельниц…


Не могла я, расставаясь с выставочными работами, не обратить внимания на удивительно милые мини-квилты – кажется, они назывались «инч». Посмотрите: на заданном фоне надо разместить блоки размером дюйм на дюйм, каждый со своим рисунков. Правда, выглядит мило и забавно? Хорошая идея для тех, у кого нет терпения на большую работу, хороша она и для акций по обмену квилтами между подругами–лоскутницами, для тех, кто уже выходит за рамки открыточного обмена...
Наверное, вы заметили, что за время нашей прогулки по выставке, звучали голоса то Придирчивого, то Восторженного Зрителя. Верх брал то один, то другой. Были работы, перед которыми они оба затихли и просто рассматривали, то ли недоумевая, то ли наслаждаясь, то ли вконец утомившись от впечатлений…
В конкурсной программе мы увидели очень разные работы. Но это и хорошо, для того и проводятся столь авторитетные фестивали. Зрителям и участникам надо увидеть, в каком направлении развивается пэчворк, какой путь выбрать для себя, чтобы не попасть в творческий тупик. Такой совместный поиск и помогает нам всем понять, что такое современное лоскутное шитье.

На закрытии стала известна тема следующего 15-го фестиваля: COLOURS OF A COUNTRY - Цвета страны.
Фестиваль закончился… Нас ждет новый Фестиваль!

Ирина КРИВОНОС


Эта статья увидела свет благодаря фотографиям Оксаны Винниченко.
Другими впечатлениями о фестивале Рантик и Shana
поделились на сайте Марии Кокиной и на форуме Дублирин.


счетчик посещений contadores de visitas e harmony