Каучинг или вышивка "вприкреп" простой и распространенный способ вышивки. Им пользовались еще в древние времена, пример тому знаменитая шпалера из Байо (Франция), датируемая приблизительно 1070 годом.
Интерес на нашем форуме к этой технике всколыхнулся, когда Таня-Шпроты показала свою открытку, подготовленную для Морзина и выполненную именно в технике каучинга. Поэтому мы и попросили ее рассказать, что же это такое каучинг и как его использовать в лоскутном шитье.
При шитье "вприкреп" нить накладывается на ткань-основу и прикрепляется к ней другой ниткой вручную или с помощью швейной машинки .
Эта техника хороша тем, что позволяет использовать большой выбор материалов: нитки, тесемки, веревочки, оторванные полоски тканей, современные виды натуральной и синтетической пряжи.

Для машинного "прикрепа" есть специальные лапки и приспособления.
Толстый шнур можно пришить к ткани швом зигзаг или другим декоративным швом с помошью лапки для вшивания канта. На подошве такой лапки есть бороздка, в нее протягивается шнур, и в процессе шитья шнур остается под лапкой. Такой способ хорош для толстого жесткого шнура, который должен пристрачиваться по прямой.
Для создания сложных узоров лучше воспользоваться специальной лапкой для каучинга и свободной ходовой стежкой. В лапке есть отверстие для декоративного шнура и при свободной строчке шнур пристрачивается к поверхности ткани. Например, как на этом фрагменте.
А теперь давайте подробнее рассмотрим, как создать новую ткань в технике каучинга.

Татьяна Самсонова (Таня-Шпроты),
Бельгия
У меня есть только лапка для вшивания шнура, и на этом образце я пристрочила довольно толстую жесткую веревку несколькими способами, чтобы протестировать лапку и выбрать подходящий шов. Самое главное - выбор шва и его ширины. Надо стараться, чтобы иголка не протыкала шнур, а обходила его и входила в ткань по обеим сторонам от него, чтобы объем шнура сохранялся.
1-ый шнурок прикрепила двойным зигзагом.
2-ой - тот же зигзаг но частый, получается валик, красиво выступающий над поверхностью основы.
3-ий - прошлась частым зигзагом двумя нитками разного цвета – получилось еще лучше.
4-ый – использовала шов "козлик" - красиво, но нитка тонкая и ее не очень хорошо видно.
5-ый - подложила два шнура под лапку (на моей лапке 2 бороздки, можно пришивать сразу 2 шнура) и выбрала шов 9 мм, который имеет один прокол посередине, - прикрепились оба шнура одним швом.
6-ой - попробовала шов типа "соты", который используется для пристрачивания эластичной тесьмы. Результат не понравился, т.к. иголка часто попадает в шнур, и он становится плоским, теряя рельефность.
В общем, варианты 2 и 3 обязательно буду использовать, если понадобится пришить по прямой толстый и жесткий шнур.
А вот для декоративной пряжи, тесьмы и других более мягких нитей зигзаг мне не нравится. Если надо покрыть большую поверхность ткани, то зигзаг занимает слишком много времени. Пиццу я тоже не очень часто использую, т.к. органза меняет цвет основы, приглушает и искажает ее. Чаще для создания новой ткани я пользуюсь более простым, но эффективным способом.
Его и покажу более наглядно.
Итак, каучинг или вышивка "вприкреп" дает нам возможность создать новую ткань необходимого цвета и интересной фактуры. Для этого декоративного панно все цветные блоки сделаны именно с использованием такой техники.
Обычно в качестве основы я использую вискозные тряпочки для уборки размером 50х60 или 35х40. Больший размер основы не очень удобен в работе. В этом квилте размер блоков произвольный, поскольку все заготовки были разного размера.

Для следующего проекта мне нужно было сложное сочетание зеленого, бордово-фиолетового, серого, с небольшими вкраплениями желтого или оранжевого, поэтому сначала попробую сделать пару образцов и сфотографировать процесс и результат. Хотя уже знаю, что результат может получиться самым неожиданным.
Выбираю пряжу, подходящую по цвету: акрил, шерсть, фасонная пряжа, ленточная пряжа, синель, еще иногда использую скрученные полоски тонкой ткани.

Хочу предупредить, что нитки ирис для такой работы не подойдут - слишком тонкие.

Нарезаю нити длиннее, чем длина лоскута-основы , тaк кaк нитки будут лежать на ткани извилисто, а не прямо.
Из опыта скажу: сколько бы я ни нарезала, мне всегда не хватает - чтобы накрыть основу, ниток понадобится довольно много.
На тонкую вискозную тряпочку для уборки наклеиваю или нашиваю лоскутки зеленых, бордовых, серых и близких к ним оттенков.
Хотя в качестве основы можно взять и целый лоскут ткани, и укрепить его как следует, чтобы не съежился от большого количества предстоящих швов-стежек.
Теперь все выложенные нити прикрепляю по верхнему краю основы.
Oтступаю примерно 1 см от края ткани и начинаю пристрачивать нити стежком 2 мм, подкладывая под лапку кончик одной или нескольких нитей сразу.
Чередую нитки по цвету.
Нитки закреплены по верху.
Расправляю нитки вдоль ткани-основы и начинаю строчить двойным широким швом (в моем примере 4 мм) рядом с первым швом поперек ткани слегка отклоняясь влево.
Получается вот так. Потом просто строчу поперек туда-сюда.
Если вы не хотите, чтобы строчка слишком выделялaсь, двойной шов необязателен, но мне кажется, что основа меньше стягивается, когда ткань подается под лапкой в этом стежке вперед-назад.
Двойной стежок называют еще укрепляющим, он есть в большинстве современных машин, еще он бывает и тройной.
Негустые декоративные строчки и зигзаг тоже выглядят неплохо.
После нескольких проходов (можно нитками разных цветов) при расстоянии между строчками меньше 1 см - ваша новая ткань готова.
Теперь ее нужно хорошо прогладить с паром с обеих сторон.
Но результат мне не очень понравился: желтая нитка расслаивается, цвет у нее слишком яркий, в целом неплохо, но не то, что я хотела.

Поэтому сделала еще один образец. Удалила желтый цвет, добавила чуть больше серебристо-серых ниток - получилось намного лучше, на поверхности новой ткани появился серебристый блеск. Хотя фотография этого не передает, но мне результат нравится.
Покажу еще образец, сделанный для одного из предыдущих проектов.
Здесь основа - цельный кусок голубовато-серой ткани, на нее приклеены несколько полосок шифона и гипюра - на фотографии видны продольные полосы под пристроченными нитками.

Я показывала примеры, где нитки, веревочки, тесемки пришивались практически по прямой линии.
Но в технике каучинга нитками можно создать рисунки очень замысловатые по форме.
(Следующие образцы в качестве примера взяты из интернета)

Например, в этой работе дополнительная нить пришита швом зигзаг по контурам всех лоскутов, составляющих фон, а спирали разных размеров дополняют эту композицию.
В следующих примерах на однотонном фоне с помощью каучинга выложен сложный геометрический рисунок, добавлены детали к фону, создана выразительная фактура.
Кроме декоративных панно и лоскутных открыток, каучинг с успехом используется для украшения одежды и сумок.
Я показала только принцип техники каучинга, а уж как его использовать – дело вашей фантазии! Прежде, чем возьметесь сделать что-то в этой технике, посмотрите еще МК от Нади Булатовой - близкие приемы создания своей ткани.

Желаю успеха!


счетчик посещений contadores de visitas e harmony