Зарегистрирован: Вт июл 14, 2009 09:04 Сообщения: 2389 Откуда: Пермь
				
			 | 
			
				
				
					
					
						ШКОЛА СТЕЖКИ-2012 , КУРС 2, УРОК 10.
  РАСКРАШИВАНИЕ МНОГОПЛАНОВОЙ СТЕГАНОЙ КАРТИНЫ. Вот мы и подошли к последнему уроку второго курса, а точнее -это завершающее занятие всей нашей  двухгодичной школы стежки.  Урок этот, как мне кажется, самый сложный из всего материала второго курса . Но я надеюсь, что справитесь вы с ним также достойно, как это было на предыдущих занятиях. Сегодня мы будем говорить о раскрашивании многопланового стеганого полотна. На таком полотне могут быть изображен и пейзаж, натюрморт, и портрет ... Но мы сегодня уделим с вами внимание ПЕЙЗАЖУ.  Приведу выдержку из ВИКИПЕДИИ, разъясняющую, что такое пейзаж : «Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский и городской  пейзажи. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер». Полюбуйтесь на работы знаменитых русских живописцев : Архипа Куинджи ( фото 1), Ивана Айвазовского ( фото 2), Исаака Левитана ( фото 3)
           Наша земля, во всей своей красе , могуществе и совершенстве всегда завораживала душу художников .Мы всегда пытаемся разобраться в тех чувствах, которые нам навевают различные картины природы. Где –то нам всё кажется уютным и знакомым, другая местность покоряет своей экзотикой, а на берегу моря мы становимся романтичными и сентиментальными… И эти свои чувства , как настоящие художники , мы с вами можем выразить в своих стеганых картинах !!! Но прежде чем перейти к основной теме урока , позвольте мне напомнить о таком понятии , как ПЕРСПЕКТИВА.  Без знания основ перспективы невозможно изображение пейзажа. Многих непрофессиональных художников очень пугает этот термин, хотя бояться тут особо нечего. ПЕРСПЕКТИВА- это ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ УДАЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МЕНЬШИМИ ПО РАЗМЕРАМ ЧЕМ ТЕ , ЧТО БЛИЖЕ К НАМ ( фото 4, картина Дмитрия Кустановича- четко видна линейная перспектива, дорога сужается, деревья становятся всё меньше, когда уходят вдаль, хотя на самом деле они одинаковые ) . По существу ,это обман нашего зрения, но без изображения этого «обмана» на картине , на не показать реальности
  
  Прежде чем расположить предметы на картинной плоскости в перспективе художник должен определиться с ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.  Линия горизонта – это ничто иное , как УРОВЕНЬ ГЛАЗ СМОТРЯЩЕГО .
  Давайте проведем  первый эксперимент.  •	Возьмите в руки лист картона и подойдите к окну. Смотрите прямо перед собой.  •	Приложите к глазам ребро листка картона и посмотрите на пейзаж за окном. Так вы определите линию горизонта. – на фото 5 вид из моего окна с десятого этажа на непритязательный городской пейзаж 
  
  •	Теперь присядьте и точно также посмотрите на пейзаж , уровень глаз, то есть линия горизонта , опустится вместе с вами.- фото 6 
  
  •	А теперь встаньте на стул – линия горизонта  поднимется – фото 7. 
  
  ВЫВОД – линия горизонта – это уровень наших глаз и когда мы опускаемся или поднимаемся,  линия горизонта мигрирует вместе с нами.  Когда перед вами панорамный вид ( море, поле, городские кварталы) , то уровень горизонта- это линия, где земля ( вода) переходит в небо.
  Второй экперимент .  •	Возьмите какую –нибудь прозрачную квадратную или прямоугольную коробку и положите её на стол. •	Присядьте прямо напротив коробки , так, чтобы была видна только её передняя поверхность и с помощью ребра листка картона определите линию горизонта . Вы убедитесь, что она лежит прямо посередине вашей коробочки – фото 8
  
  •	Теперь встаньте так, чтобы вы хорошо видели верхнюю грань коробки ( для этого вы смотрите на предмет СВЕРХУ ВНИЗ), но линия горизонта у вас осталась на прежнем уровне – фото 9.
  
  •	Опуститесь на пол , так, чтобы увидеть верхнюю грань коробки снизу ( для этого вы смотрите на предмет СНИЗУ ВВЕРХ), но при этом линия горизонта останется у вас на прежнем уровне – фото 10
  
  Вывод : вид предмета меняется при взгляде на него на линии  горизонта ( уровне глаз), выше уровня и ниже уровня.  Сейчас мы с вами зафиксируем этот вывод с помощью простого упражнения  Нарисуем на листе бумаги линию горизонта . Наша задача построить в перспективе три куба, Один из них стоит на линии горизонта ,  второй -выше её , а третий  ниже . По условиям одна поверхность  кубиков повернута прямо на нас.   1)	На листе бумаги первоначально рисуем линию горизонта , а затем -переднюю поверхность трех кубиков и проводим прямые линии от всех углов кубика  до линии горизонта ( «точка схода») ( фото 11 )
  
  2)	Рисуем параллельно передней поверхности кубика его заднюю поверхность , опустившись к примеру на 1 сантиметр  в пределах лучей, которые вы нарисовали , если это вид снизу или поднявшись на один сантиметр, если это вид сверху. Или вглубь предмета, если это вид прямо ( фото 12)
  
  3)	Если вы измерите сейчас заднюю поверхность куба, то она на вашем рисунке уже будет меньше, чем передняя ( хотя, в реальности, в кубе все стороны равны)
  Следующее упражнение  Мы опять строим в перспективе три куба , но сейчас они повернуты к нам одним ребром  1.	На листе бумаги в центре рисуем линию горизонта , а затем передние ребра кубиков ( выше-ниже-на линии горизонта). От верхних и нижних точек ребер проводим в обе стороны лучи до линии горизонта - фото 13
  
  2.	Параллельно переднему ребру  в промежутке между лучами рисуем боковые ребра кубиков и соединяем их с передним – получаем видимые боковые поверхности . – фото 14
  
  3.	От вновь образовавшихся вершин снова проводим лучи до точек схода – фото 15
  
  4.	На пересечении лучей строим верхнюю и нижнюю поверхность кубиков – фото 16
  
  Из этих упражнений можно сделать выводы : - если продолжить все стороны рисуемого объекта ( в данном случае куба, а также здания, реки, дороги и так далее) , то они будут уменьшаться по мере удаления от вас в пространстве и на линии горизонта сойдутся в одну точку. - если объект развернут к нам прямо, то у него одна точка схода , если боком – две ( кстати, если объект имеет какую-то сложную форму, то точек схода может быть и больше)  - ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА – это уровень глаз смотрящего и именно та линия, где сходятся все плоскости и линии объектов. - то , чем мы с вами сейчас занимались, называется ФОРМАЛЬНАЯ ( то есть выстроенная по всем правилам ) ПЕРСПЕКТИВА
  ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ : 1 Формальная перспектива – строгий способ построения объектов в пространстве . Часто используется художниками при изображении городского пейзажа и пейзажа с постройками  2. Неформальная перспектива – более простой способ использования знаний перспективы, основанный на измерении одного предмета относительно другого. Например. Дерево на переднем плане в два раза больше, чем дерево на среднем плане и в пять раз больше, чем на дальнем. И соответственно  таким измерениям вы рисуете предметы в пространстве. Такая перспектива используется художниками для создания картины девственной природы.( в качестве примера ещё раз взгляните на картину Левитана  ) 3. Воздушная перспектива – это относительная размытость, нечеткость объектов , потеря объемности , цвета и деталей в пространстве. Одним словом, чем дальше от вас объект , тем он не только меньше, но и объемность его теряется, и отдельные детали исчезают из вашего поля зрения . Объекты на переднем плане будут казаться крупнее , если добавить им деталей, пестроты и яркости . Тогда более размытые и тусклые изображения как бы отодвинутся в глубину пространства. Посмотрите, как выглядят березки на полотне Ольги Межун на переднем плане и вдалеке – фото 17
  
  Знание основ «перспективы» позволит вам не только более осознанно выполнить эскиз будущего стеганого пейзажа, но и подходить к стежке более обдуманно , выбирая цвет ниток, плотность и  вид штриховки . Я не уверена, что вы будете выбирать вид для вашего стеганого пейзажа, сидя на пленере, тем более, сейчас, зимой. Скорее всего, вы воспользуетесь своей или чужой фотографией или картиной.  В любом случае , постарайтесь найти на этой картине линию горизонта. 
  Если линия горизонта низкая , то в работе будет больше неба, больше воздуха и простора. ( фото 18 , худ. О.Хохлов)
  
  Если линия горизонта высокая- тогда больше будет видна перспектива , вам удастся лучше изобразить глубину пространства. Передний план увеличится и оттеснит задний план ещё дальше ( фото 19 , худ. Луис Ромеро).
  
  Для уравновешенной композиции вам подойдет размещение линии горизонта в середине рисунка ( фото 20 , худ. В. Александров).
  
  Давайте разберем плановость пейзажного рисунка и соответствующую этому стежку. Пейзаж условно чаще всего удается разделить на три плана : - передний план ( это те объекты, которые расположены ближе всего к вам ) - дальний ( задний) план ( объекты, расположенные ближе всего к линии горизонта ) - средний план ( объекты в переходе между передним и задним планом). Это деление касается не только объектов на земле, но и объектов на небе . Давайте рассмотрим это все на конкретной картине ( фото 21, работа художника О. Путнина , примерное разделение на планы- фото 22)
      
  ПЕРЕДНИЙ ПЛАН – это нижняя и верхняя часть картины , иногда объект на переднем плане может частично заслонять весь вид . Здесь хочется показать ещё один пейзаж - худ. А. Шевелев , фото 23. Посмотрите, как на передний план выплыли облака в верхней части картины, кажется, что гроза гремит прямо над нашими головами !
  
  ДАЛЬНИЙ ПЛАН – часть картины  чуть выше и ниже линии горизонта .
  СРЕДНИЙ ПЛАН – части картины между верхним передним планом и дальним, а также между нижним передним планом и дальним. 
  Работа над стеганым пейзажем будет зависеть также от того , какой сэндвич вы выберете для его создания .  Наиболее подходящ для пейзажного рисунка обычный сэндвич с пышным синтепоном. Именно на таком сэндвиче вы лучше сможете передать перспективу изображаемых объектов. Стежка дальнего плана  - наиболее плотная, меньше деталей, меньше объема, более спокойная и нейтральная по цвету . Стежка среднего плана – плотность уменьшается, стежка более разреженная, больше её цветность, можно добавлять немного объема ( то есть не все объекты могут быть полностью простеганы ). Стежка переднего плана – редкая , многоцветная, часть крупных объектов могут быть вообще не простеганы, а просто контурно обведены или слегка простеганы по краю. Объекты на переднем плане могут быть более объемными за счет использования техники аппликации , трапунто, раскрашенного трапунто ( в этом случае стежка передних объектов плотная, но за счет использованной техники они остаются объемными ), шадоу-трапунто. Вы увидите все эти приемы на примере моих работ.
  Если для своей работы вы выбираете плотный сэндвич ( верхняя ткань укреплена флизелином, прокладка плотная, слои склеены между собой ), то стежку можно выполнять с одинаковой плотностью , независимо от плановости картины, а объем вы покажите только благодаря свето-теневой штриховке.
  Знаменитый мастер вышитого пейзажа Alison Holt поступает по-другому ( фото 24,25,26). 
          
  Она плотно вышивает крупные объекты, а задний план или почти не трогает или намечает его несколькими штрихами – линиями ( Элисон работает на подмалевке- батике ). Нам такая методика не подойдет, и я сейчас объясню почему. Элисон – вышивальщица и она работает на одном слое ткани. Соответственно , если она плотно выстегивает какую-то часть картины, то эта часть становится более выпуклой и выглядит передним планом ,а окружающий фон остается плоским и выглядит задним . Если мы с вами поступим также  при стежке на сэндвиче, то выстеганный объект «утопится» вглубь картины ( псевдо-задний план) , а окружающая его ткань станет более выпуклой ( псевдо-передний план). Таким образом, мы при выполнении пейзажа абсолютно нарушим правила воздушной перспективы. Но я вам рекомендую непременно зайти на сайт Элисон. Её пейзажи необыкновенно хороши, и нам есть чему у неё учиться ,в частности, различным видам реалистической штриховки, передаче свето-теневых отношений, построению композиции и многому другому.
  Наконец настало время поговорить о вариантах штриховки природных объектов . Мы с вами уже неоднократно говорили о различных видах штриховки рисуемых объектов, но что касается пейзажа, то штриховка тут до такой степени может быть разнообразной , что трудно предусмотреть все случаи. Используем как прямую строчку , так и СХ-зигзаг ( последний намного шире, чем при обычном рисовании и раскрашивании )   Прежде чем читать дальнейшие объяснения ,я советую вам взять фотографии различных пейзажей ( например с изображением моря, поля, сельского и  городского пейзаж – фото 27,28,29,30) и поработать с ними в качестве упражнения :
              
  •	Сначала определитесь с линией горизонта,  •	разделите пейзаж на передний, средний и задний планы.   •	Подумайте над тем, как бы вы заштриховали те или иные природные или рукотворные объекты .  •	Сделайте для себя небольшую зарисовочку ( штриховой набросок) •	Подумайте, какой бы подмалевок лучше всего подошел этому пейзажу . Очень хорошо, если вы  вообще возьмёте за правило – свободны, едите в транспорте, смотрите в окно , листаете журнал – обратите внимание на виды природы, подумайте, как бы вы её изобразили, какими  бы линиями передали её состояние. Давайте будем учиться «мыслить стежками», как написала Элисон Холт в своей великолепной книге – фото 31 !
  
  А теперь сверьте то, что вы нарисовали и те советы по штриховке, которые я вам даю дальше  Основные особенности пейзажной штриховки : 1.	Вид штриховки напрямую зависит от того , на каком плане находится тот или иной объект. К примеру, если ромашка находится на переднем плане, то вы детально изображаете её лепестки и листья ( параллельные штрихи по ходу изображаемой детали), сердцевину ( в виде множества мелких спиралек ), стебель ( плотный сх-зигзаг ).  При расположении цветка на среднем плане вы можете изобразить лепестки и листья  петлеобразным прямым швом , а сердцевину в виде одной спиральки. При изображении ромашкового поля вы можете изобразить цветочки в виде множества спиралевидных или зигзагообразных линий или отдельными мелкими спиральками ( фото 32 ).
  
  2.	Штриховка подчеркивает форму изображаемого предмета. Например , форму горного склона или извилистую дорогу( фото 33) . Когда вы прорисовываете объект, подумайте о его форме и штрихуйте его согласно своему представлению 
  
  3.	Штриховкой вы подчеркиваете и свето-теневые отношения , обычно в темных местах штриховка гуще, а в светлых – реже (фото 34). 
  
  Некоторые варианты штриховки различных природных объектов представлены в следующих таблицах: НЕБО – табл. 35
  
  ОБЛАКА – табл. 36
  
  ВОДОЕМ – табл. 37
  
  ВОЛНЫ – табл. 38
  
  БЕРЕГ ВОДОЕМА – табл. 39
  
  ДОРОГА, ПАШНЯ –табл. 40
  
  СТВОЛЫ ДЕРЕВЬЕВ –табл. 41
  
  ЛИСТВА ДЕРЕВЬЕВ – табл. 42,43,44 
        
  ТРАВЫ – табл. 45, 46
         
  ЦВЕТЫ – табл. 47
  
  Обратите внимание, что часть предложенных штриховок выполнены зигзагом, другие – прямой строчкой, а в некоторых вариантах идет сочетание прямой строчки и СХ- зигзага. 
  Когда требуется сх-зигзаг с уменьшением или увеличением : •	вам будет необходимо изменять ширину зигзага на машине  •	или ( где это возможно) постепенно поворачивать работу , так чтобы линия зигзага перешла из вертикальной в горизонтальную •	либо в широких местах простегать несколькими рядами зигзага , а в узких – прошить только 1 ряд Ряд  предложенных  вам вариантов штриховки можно отнести скорее к декоративной стежке, чем к реалистичной. Это сделано намеренно, так как вы можете выполнить ваш пейзаж и  в декоративной манере. Это последний урок нашего курса , поэтому я предоставляю вам выбор- вы уже всё умеете !
  Безусловно, большое значение имеют НИТКИ, которые вы выберете для стежки- штриховки.  Лучше всего для пейзажей подходят обычные нитки или более толстые нитки типа 45 ЛЛ или 35 ЛЛ. Хотя и работа , выстроченная  шелковыми нитками тоже выглядит хорошо. Безусловно, очень пригодятся меланжевые нитки, особенно те, где переход идет по тону ( монохромная гармония ) или по цветам, близко стоящим друг с другом на цветовом круге ( аналоговая гармония). При работе вы можете выбирать нитки в цвет подмалевка, который в данный момент раскрашиваете, но никогда не забывайте о игре света и тени и о передаче светотеневых отношений в своей работе. Помните, например, что крона дерева ближе к стволу всегда намного темнее, а верхние листики могут к тому же ещё освещаться солнцем. 
  «Подмалевок» для пейзажа ( многоплановой стеганой картины) может быть выполнен аналогично, как подмалевки для крупноплановой работы : - сюжетный батик, изображающий пейзаж - фабричный  пейзажный принт  - аппликативная работа - текстильный коллаж . Вы можете использовать как акварельный коллаж, так поработать и с обычными непрозрачными тканями.  Безусловно, составлять многоплановый коллаж  или аппликативную работу намного сложнее. Все «планы»( передний, средний, дальний) такой работы должны быть выполнены на хорошем уровне . То есть, как такового «фона» в работе быть не должно , всё важно : и дерево на переднем плане, и облачко вдалеке.
  В качестве иллюстрации к данному уроку я хочу показать четыре своих работы. Две из них выполнены непосредственно при подготовке учебного материала и ещё до конца не оформлены, а остальные – в предыдущие годы.
  Панно «НАЕДИНЕ», 2008 год ( фото 48)
  
  1.	Сделано на основе переработанной журнальной фотографии  2.	Подмалевок – акварельный текстильный коллаж 3.	Линия горизонта – срединная  4.	Виды штриховки – фото  49, мой штриховой набросок, фрагменты работы – фото 50,51,52
             
  5.	Штриховка с уплотнением к линии горизонта и разрежением к переднему плану 6.	Деталь переднего плана ( фигура девушки) выполнена обычной машинной аппликацией – фото 53
  
  Панно «ФРАНЦУЗСКИЙ ДВОРИК», 2011 год ( фото 54)
  
  1.	Сделано на основе собственной  фотографии в рамках проекта «Испорченный видеофон» 2.	Подмалевок – акварельный текстильный коллаж. Ткани подбирались прямо по увеличенной фотографии , раскладывались на непрозрачный обычный сэндвич и до соединения с самым верхним единым слоем органзы были закреплены прямой строчкой  мононитью по естественным линиям ( фото 55, 56)
      
  3.	Линия горизонта- высокая («мало неба») 4.	Виды штриховки – фото штрихового наброска- 57, детали работы – фото 58,59,60
             
  5.	Штриховка с уплотнением к линии горизонта и разрежением к переднему плану 6.	Деталь переднего плана ( решетка калитки) выполнена в технике шадоу-трапунто на органзе . Прокладка – черный флис. – фото 61,62
     
  ПАННО «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО», 2012 год. ( работа до конца не оформлена )- фото 63
  
  1.	Подмалевок – сюжетный батик на вуали, посажен на батист. 2.	Линия горизонта- низкая ( «много неба»)  3.	Виды штриховки :  64 -фото штрихового наброска, детали работы – фото 65,66,67
              
  4.	Штриховка с уплотнением к линии горизонта и плотно-простеганым передним планом 5.	Детали переднего плана ( берег реки, дерево ) выполнены в технике «раскрашенное трапунто»( то есть, сначала плотно простеганы на одном слое синтепона, лишний синтепон вырезан и лицевая ткань вновь наложена на слой синтепона и подкладку ) – фото 68
  
  ПАННО «ОКТЯБРЬ», 2012 год.( работа до конца не оформлена )- фото 69
  
  1.	Подмалевок – фабричный принт на бязи . 2.	Линия горизонта- срединная   3.	Виды штриховки – фото 70 штрихового наброска, детали работы – фото 71,72,73
             
  4.	Штриховка с уплотнением к линии горизонта  5.	Деталь верхнего  переднего плана ( журавль  ) выполнена в технике «лже-трапунто»- фото 74. Внизу детали переднего плана (заросли камыша ) простеганы сх-зигзагом и ткань на небольшом расстоянии оставлена нетронутой стежкой – фото 75.
      
  Работа над стеганым пейзажем достаточно сложна , но вместе с тем очень увлекательна.  Надеюсь, что и вам доставит большое удовольствие создание собственной стеганой картины с изображением какой-либо пейзажной сцены, будь то сельская девственная природа или улица вашего любимого города.
  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  . Создать одну работу ( размер не менее 40х40 см ) с использованием техники «раскрашивание многопланового квилта». Подмалевок выбирайте любой . Мне бы очень хотелось, чтобы эта работа была выполнена с каймой , но при этом центральная часть была не меньше выше указанной ( 40х40 см).  «Пейзажное стеганое панно» можно считать курсовой работой второкурсниц, поэтому на его изготовление я вам выделяю полтора месяца( до конца мая). Показывать работу в уроке не только можно, но и нужно. К курсовой в этот раз готовимся "в открытую" 
 
  
					
						_________________ Мой блог на МММои творенияМой блог в Блоггере У МЕНЯ ПОМЕНЯЛСЯ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС !!! 
					
  
						
					 | 
				 
				 
			 |