Наша экскурсия по - American Folk Art Museum в Нью-Йорке еще не закончена. Мы прошли мимо грандиозного лоскутного проекта, посвященного событиям 11 сентября. Впечатление было настолько сильным, что я решила к просмотру остальной экспозиции музея вернуться чуть позже, а пока немного прогуляться по близлежащим улицам – может быть моя туристическая наблюдательность найдет что-нибудь интересное.
Прежде всего меня тянули к себе книжные магазины. Так кто у нас самая читающая нация?

Не забывайте кликать на фотографиях, если захотите рассмотреть их подробнее!
Не знаю, что говорит современная статистика на этот счет, но книжных магазинов много, книги на самые разные темы. Интересно наблюдать за покупателями: многие часами простаивают около книжных полок. Хотя простаивают – это неправильное слово, просиживают на лавочках с книжкой в руках, и даже уютненько располагаются на полу где-нибудь под лестницей с кучкой книг. Читают, листают, рассматривают.
Но нам ведь не все книжки интересны, нам скорее бы найти заветное слово Patchwork . Книг и журналов на эту тему множество! Хорошо изданы, прекрасные иллюстрации, качественная бумага, привлекательные обложки. Может из-за этого изобилия я и не выбрала себе ничего. Полистала несколько книг Фассета, перебрала издания для начинающих, и несколько книг по конкретным технологиям или темам. Но как выбрать из такого разнообразия? Да и принципиально нового ничего не нашла. Эти бы книги да лет пять назад… Идем дальше….
Как-то возникал у нас на форуме вопрос о ценах на лоскутные изделия. Решила и я провести небольшое маркетинговое исследование. О ценах на музейные работы я расскажу позже, из Ланкастера, а пока зашла в довольно большой магазин с постельными принадлежностями. Отдел квилтов. В основном made in China, но я уже убедилась, что made in China в наших магазинах и здесь – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Останавливаюсь около коллекции Martha Stewart (имя этой женщины заслуживает отдельного рассказа, но в другой раз или по другому поводу...).
Итак, выбор большой, разноообразие цвета, дизайна. Конечно, это не эксклюзив, но если вы хотите приобрести приличное лоскутное изделие хорошего качества, выбрать можно в соответствии с вашим вкусом и по вполне доступной цене. А учитывая, что в магазинах постоянно работает система скидок и распродаж, то за совсем смешные деньги вы приобретете неплохую вещицу. Сегодня как раз были предпраздничные скидки, так что квилт можно было купить от 50 до 75 долл.
Боюсь, что вы мне не поверите, но моя знакомая в одном из магазинов купила квилт стандартного размера за 8 (!!!!) долларов! Не могу сказать, что это уж очень качественное изделие, но чтобы на нем валяться, укрываться, бросить на шезлонг, добавить немного яркости в свою повседневную жизнь – вполне пристойное приобретение.
Но меня все же интересуют квилты другого уровня, и потому я возвращаюсь в музей.

American Folk Art Museum знаменит не только тем, что там постоянно действуют и обновляются экспозиции. Но там также регулярно проводятся мастер-классы для любителей других видов творчества, приглашаются дети и взрослые, и даже есть постоянные курсы для людей с болезнью Альцгеймера. (Как относятся в тех местах к людям с ограниченными физическими возможностями – это вообще-то отдельная тема моих наблюдений, и я порадовалась, что лоскутное творчество кому-то помогает жить.)

Я же возвращаюсь в музей на выставку под названием Super Stars.

2011 год празднуется как год квилта, и музей отмечает его в такой своеобразной художественной форме. Выставка Super Stars – часть 12-месячной серии выставок, различных образовательных программ, специальных мероприятий, которые должны рассказать о творческом вкладе талантливых женщин в художественную историю страны.
Квилтеры, или нам более понятно – лоскутницы, всегда искали вдохновение в окружающем их мире. Их стеганые изделия отражали привлекательность пейзажа, яркость цветов в саду, причудливость форм птиц, бабочек и стрекоз, теплоту и обаяние домашних любимцев.

Но среди этого изобразительного разнообразия важным элементом дизайна всегда были звезды – любимый образ американского квилта. Появившись в лоскутных работах американок еще в 18 веке, звезды до сих пор остаются популярными у рукодельниц.
На этой выставке собраны только те стеганые одеяла разных эпох, в дизайне которых присутствуют звезды. Отсюда и название выставки Super Stars. Этот изобразительный элемент представлен и в виде классического блока, и аппликации, и крези-техники, и вышивки. Имена создательниц многих старинных работ уже неизвестны.
Присмотритесь, сколько старания вложено в эти на первый взгляд простые по дизайну и неброские по колориту квилты, с какой тщательностью выполнена ручная стежка.
"Морской компас". Работа датирована 1840-1860 гг. Подарок музею из Японии, автор неизвестен.

Название следующей работы - "Бычий глаз". Это один из четырех сохранившихся квилтов, созданных в Пенсильвании в период 1900-1920 гг, разных по цвету, но с одинаковым рисунком.
Хотя в строгом смысле рисунок не соответствует дизайну, известному под таким названием. Теоретики квилтинга относят его к Blazing Star - Блистающей звезде.
"Все звезды", автор неизвестен, 1940-1945 гг.
Как хороши эти мелкие горошки!
"Звезда Франции ", автор неизвестен, 1930-1940 гг. Этот дизайн пришел в пэчворк из военных регалий эпохи Наполеоновских войн. Квилт был сделан из купленного набора тканей и выкроек студии Hubert Ver Mehren, которая разрабатывала и продавала такие наборы для рукодельниц. Каталоги этой фирмы предлагали все материалы для верха квилта и бордюра, напечатанные в четырех оттенках на разных тканях: сатине, пестротканнном гринсбоне или дешевой хлопчатобумажной ткани по ценам от 3,50 до 5,95 долл. Квилт, сделанный по этой выкройке, выиграл первый региональный приз и стал финалистом конкурса "Столетие прогресса" на Всемирной торговой ярмарке в Чикаго в 1933 году. Думаю, что жюри отметило этот квилт благодаря виртуозной ручной стежке.

"Звезда Огайо", автор неизвестен, 1825-1840 гг. "Звезда Огайо" и "Меняющаяся звезда" - это два самых старых дизайна в пэчворке, оба родом из Америки. Сначала такие звезды использовались рукодельницами в бордюрах квилтов с центральным медальоном. В 19 веке к старинному стилю с медальоном в центре добавился стиль повторяющихся блоков, который в современных лоскутных работах стал основным.

"Джорджтаунский круг", автор неизвестен, Кентукки, 1900-1920 гг.
Колониальное возрождение начала 20 века привело к изобретению новых дизайнов, которые подпитывались традициями и получали исторические названия. "Джорджтаунский круг" тому пример. В 1896 году Oklahoma Farmer-Stockman предложил этот рисунок под названием Georgetown, а Ladies Art Company опубликовали его в 1898 г. как Georgetown Circle.

"Золотые свадебные кольца", автор неизвестен, 1934-1940 гг. Это вариант двойных свадебных колец, в которых при пересечении окружностей образуются 6-конечные звезды. Этот блок опубликован в 1930-х гг. и был посвящен счастливым парам, отмечающим золотую свадьбу.
"Семь сестёр", автор неизвестен, 1890-1900 гг.
Это менее известная вариация на звездную тему, включающая сгруппированные определенным образом звезды и известная как "Семь сестер".
Этот необычный дизайн носит имя звездного скопления, которое находится на небе возле созвездия Тельца. Можно встретить и другое его название - Плеяды, пришедшее из древнегреческой мифологии. В разновидностях этого дизайна семь шестиконечных звезд встречаются внутри окружности, шестиугольника или касаются друг друга, как в этом квилте.
У автора, наверное, были большие тазики с темно-синими тканями разных рисунков. Выглядит он элегантно, сдержанно и вместе с тем нарядно.
"Crazy Stars", автор неизвестен, 1885-1920 гг.
Хотя этому квилту больше ста лет, но выглядит он вполне современно, особенно для любителей крэзи-стиля. Использованы шелк, сатин, художественные швы и никакого дополнительного декора, в ход пошли мельчайшие остатки прошлых проектов.
В завершение еще две работы. Колесо плотника, автор неизвестен, 1945-1955 гг. На первый взгляд работа простая, но как точно рассчитаны и собраны все детали каждого блока.
"Звезды над Гавайами", работа нашей современницы Mary Borkowski, 1979. Гавайский стиль она переняла у своих мамы и бабушки и сделала два квилта в память о каникулах, проведенных вместе со своей сестрой. Присмотритесь к работе, и вы увидите, что здесь много звезд разной величины и рисунка.

Всего в запасниках музея собрано более двухсот квилтов разных эпох. В основном это подарки музею от владельцев, понимающих художественную ценность этих текстильных произведений. "Звезды" - всего лишь одна из коллекций музея. А значит будет еще повод заглянуть туда на новые выставки.

Уже закончив осмотр, я снова вернулась к мысли, которая давно занимает многих рукодельниц: где и когда возникло лоскутное шитье? Мне кажется, для себя я нашла ответ на этот вопрос: лоскутное шитье возникло одномоментно везде, где бережливые хозяйки должны были экономно относиться к каждому клаптику то ли теплой шкуры, то ли кусочка кожи, то ли оставшегося лоскута ткани. Они складывали и сшивали их в новые необходимые предметы быта: одеяла, одежду - и они были еще ох как далеки от художественных современных произведений! Но настал момент, когда эти работы обрели закономерную художественную ценность и стали частью истории страны, их признали достойным предметом искусства.
Хотя остался еще один вопрос: в каких странах и в каких музеях лоскутные работы занимают свое место в экспозициях наряду с вышивками, кружевами, ткачеством, живописными полотнами и ювелирными украшениями?
Может вы запланируете в ближайшие выходные поход в краеведческий или художественный музей в своем городе и потом поделитесь увиденным? И мы будем знать, где историю нашего творчества хранят так же бережно, как в этом музее…

А впереди нас с вами ждет Ланкастер и квилты амишей.
С лучшими пожеланиями интересных путешествий, и, главное, творческого вдохновения,
Ирина Кривонос


счетчик посещений contadores de visitas e harmony