Сезон выставок этого года успешно начался и продолжается.
Сегодня по совсем необычной выставке нас поведет Галя Ковчан (Фрося).
Ей слово – она об этом знает больше.



Выставка Quilt 1700-2010 проходит в Лондоне, в музее «Виктории и Альберта» с 20 марта по 4 июля 2010. «Квилты хранят память о тепле, комфорте и безопасности», - так звучит первая фраза в путеводителе по выставке. На первый взгляд в экспозиции было собрано немного старинных квилтов, собранных из разных стран, музеев и частных коллекций – всего 65. Но каких!


Не забывайте кликать на фотографиях, если захотите рассмотреть их подробнее!
И первый экспонат – роскошный балдахин для кровати и подзор 1730-50гг. Эта занавесь сшита из кусочков хлопка, льна и вельвета. Местами окрашена и расписана, украшена вышивкой желтой шелковой нитью.
Блоки отстрочены тонким зелёным кантом

Первый экспонат так впечатлил меня, что далее я старалась идти бесшумно и не дыша (а уходить от него как раз и не хотелось).
Забегая вперед, скажу, что и заканчивалась выставка убранной кроватью нашего времени, но я уже не очень жалела, что нельзя фотографировать.
Почти не глядя по сторонам (потом-потом!) я зачаровано уплыла к огромному квилту «Георг III на осмотре войск» 1803-5 гг. Он просто притягивал меня к себе, словно что-то нашептывая. Вот его пристально рассматривает одна из посетительниц…
Эта дама, автор квилта, проводившая часы, месяцы и годы с иглой в руках, изобразила себя в некоторых сценах по бордюру. Рыжая красотка не поставила свою подпись и дату, как это делали другие, а принимала виртуальное участие во всём происходящем, увековечив себя в аппликациях. Почему? Она была не типичная белошвейка, что любит посидеть у камина и посплетничать с подругами. Смелая и задиристая, она горела желанием познать другой мир, где женщинам позволено не только заниматься домом в течение долгих и одиноких часов, пока мужчины на поле боя или в море.

Сюзен Бриско считает, что этот квилт могли создавать два человека. Ткани в центре и на кайме из разных коллекций и стежки немного отличаются. Но, возможно, за те два года, что шилось одеяло, почерк стежков у мастерицы изменился и опыта-то прибавилось.
…Тут меня и застукали с фотоаппаратом и попросили не фотографировать (на звук реагируют)…

А потом передо мной были километры шелка, хлопка, шерсти, стежков, стежков…
Интересная история Покрывала Раджи, сшитого в 1841 г.

Общество посчитало, что будет полезным чем-то занять 180 осужденных женщин, плывущих на судне Раджи к берегам Австралии. Им выдали ткани, нитки, наперстки, иглы. Судно отчалило от берегов Англии 5 апреля 1841 г., а по прибытию 19 июля того же года, покрывало Раджи размером 325 на 337 см было представлено женой вице-губернатора леди Джейн Франклин как результат совместного труда, что был достигнут в таких условиях.
Судовой проект имел успех и, благодаря этому было создано общество по защите женщин-заключенных.
Очаровала меня аппликация на квилте «Реликт Адмирала Нельсона» 1775-1805 гг.
Жаль, что не удалось раздобыть больше фотографий этого трогательного, наивного и чистого квилта.
Рассматривая его, я пожалела, что мы все так стремимся к идеальному исполнению аппликаций, ровности и вылизанности. Кривизна и детская неровность аппликаций завораживает, такое ощущение жизни и реальности, хочется просто обнять его.
А ведь я бы не смогла так смело пришить руками кривенькие мотивы и потом еще показать кому-то, постеснялась бы, что назовут неумехой.
А нормально ли так думать? Может не было бы сегодня многих чудных картин, рисунков, квилтов, если бы их создатели думали так же…

Так люблю эту работу...
Что ещё хочу сказать,- НАДО СТЕГАТЬ! Пробовать, учиться, совершенствоваться! Руками, на машине, на лонгарме, узелками и как угодно! Но стегать! Спустя 100-200-300 лет стеганые квилты прекрасны. Конечно, хороши и не стеганные, но вот сохранились они гораздо хуже.
Фрагмент Крэйзи-скатерти 1900-40 гг.

К сожалению, не указан точный размер, но наверняка скатерть размером не меньше 3 на 3 метра.
Тут есть к чему детальнее присмотреться любительницам этого стиля.
Присмотритесь к рисунку этого квилта. Автор Грейсон Пери, «Право на жизнь», 1993 г.

На фоне красного, белого и черного бархата - машинная вышивка розовым цветом, изображающая неродившегося младенца. Как видно, лоскутам подвластные любые идеи и фантазии.
Квилт Сюзан Стоквелл «Китайская мечта», 2010 г.

Сшит из 1000 бумажных купюр китайских дензнаков, которые вместе изображают карту мира.
В основу легла идея изобразить стремительно развивающуюся китайскую экономику, а также недавний экономический кризис. Этот квилт, как никакой другой, несет отпечатки множества рук, карманов и кошельков.
Также на выставке можно было увидеть фотографии, гравюры и картины прошлых веков, связанные с лоскутным шитьем.
На некоторых из них было совсем неожиданным увидеть такой неподдельный интерес мужчин к лоскутному шитью.

Но они не просто рассматривают чужую лоскутную работу. Дело в том, что на этой выставке были выставлены и одеяла, сшитые мужчинами в 1860-х годах. Тогда в Индии английским солдатам было предложено заняться вышивкой в качестве терапии для раненых солдат и чтобы отвлечь их от алкоголя и азартных игр.
Этот квилт был сшит предположительно Френсисом Брейли во время его службы в Индии в 1864-77 гг. Размер около 3,5 на 3 м. Сшит из шерстяных кусочков размером (в готовом виде) максимум 1,5 см.
И ещё несколько работ с выставки.
Переходя от квилта к квилту, я все время присматривалась не только к дизайну старинных работ, но и к тому, как сохраняется цвет тканей. Белая ткань в разных работах выглядит по-разному, нет особой яркости, как это бывает у современных тканей, но и неизвестно, была ли она в самом начале? Отлично сохранились шерсть и шелк. Ну и стеганные квилты почти не ветшают.

Так что, кто будет хотя бы проездом в Лондоне, еще успеет в удобное время посетить выставку. Я была там в первые дни после открытия и впечатлений от увиденного получила много.

До встречи,
Ваша Галина Ковчан (Фрося)


счетчик посещений contadores de visitas e harmony