Вы сшили панно – маленькое или большое, для себя или в подарок, на выставку или на конкурс…
И вот когда работа «тёплая», «сбывшаяся», творческий порыв реализовался, вас поджидает, может, не столь увлекательный, но необходимый заключительный аккорд – каким образом работу подвесить? Как представить знакомой и незнакомой публике себя, творительницу, и своё творение?...

Поговорим сегодня о «незаметном», «закадровом», но многих лоскутниц волнующем - о правильном оформлении задней части работы, которой суждено нести очень важную функцию – поддерживать вашу работу на стенде и информационно её представлять. Вы, конечно, поняли, что мы расскажем о кулиске и «паспорте» лоскутных работ.
Но, поскольку в русском языке ещё не сложилась стройная лоскутная терминология, сразу оговорим лингвистические нюансы – что и как мы будем в нашей статье именовать.
Рейка, планка или просто палка (деревянная или металлическая) – этими обыденными словами называем устройство, благодаря которому ваша работа будет закреплена на стене или стенде. Рейка может быть как круглая, так и в виде дощечки, прямоугольная в сечении.
Кулиска, рукав, подвеска – то, что пришиваем для продевания рейки.
Quilt Label – именная карточка, этикетка, подпись, паспорт работы – носитель информации об авторе и о работе.

Конечно, когда мы шьём работу с самыми разнообразными ВИДИМЫМИ декоративными подвесками, то они становятся художественной частью квилта (чаще это мини-квилты), и к ним подбираются подходящие рейки, планки или декоративные «плечики». В такой работе на обратной стороне нам останется только пришить именную карточку.

Но чаще в наших работах кулиска скрытая, расположена на обратной стороне панно или одеяла, которые мы хотим показать на выставке. И хотя это невидимо взору посетителей, но у самой мастерицы возникает множество маленьких, но важных вопросов – какой кулиске быть? Как правильно подписать работу? Есть ли какие-то правила в международном лоскутном сообществе? Оказывается, есть, и, несмотря на свою консервативность, они всё же с годами меняются, усовершенствуются. Давайте познакомимся с ними.
В этом обзоре я воспользовалась имеющимися у меня американскими лоскутными изданиями, соответствующими интернет-ресурсами, собственным опытом и краткой информационной статьёй из обучающего приложения к членскому журналу Финского лоскутного Общества Finn Quilt за 2001. В этой статье тогдашний председатель Общества Лийза Тейттинен (Liisa Teittinen) впервые знакомила финских мастериц с новыми правилами. Я подумала, что и нам они могут быть полезны.

Лийза Тейтинен – известный и уважаемый не только в финском лоскутном мире квилтёр-художник, одинаково талантливо создающий как традиционные, так и арт-квилты. Её работы отмечались на международных лоскутных фестивалях, публиковались в журналах и книгах-сборниках, посвящённых лоскутным художникам, также они иллюстрировали некоторые рукодельные издания, как, например, самую известную и единственную в Финляндии красочную книгу о вышивке шёлковыми ленточками. Лийза была первым председателем Финского лоскутного Общества и возглавляла его 11 лет, став после этого «почётным членом». Её прекрасное владение английским языком помогло финским мастерицам «в начале пути» познакомиться с переведёнными Лийзой некоторыми американскими лоскутными изданиями.

КУЛИСКА И ПЛАНКА

Лийза начинает свою статью общим вступлением о необходимости пришивания подвесных кулисок. В оформлении выставки приходится учитывать множество моментов: форма и размер помещения, высота стен и освещение. Типы стен и их материал, также имеющиеся на стенах и потолке крепления призванные облегчить подвешивание работ. Владелец помещения заранее предоставляет список определённых запрещающих или разрешающих указаний для участников выставки. Но организаторы никогда сами не пришивают подвески к работам! И, как правило, работы без пришитых подвесок и именных карточек не допускаются до участия в выставках. (Это особенно касается больших международных мероприятий. На местных выставках, конечно, могут прикрепить квилт булавками, скотчами… Но нужно ли так «калечить» работу?)

И поэтому, пишет Лийза, когда вы отправляете свою лоскутную работу на конкурс или выставку, далеко или близко, и хотите её там представить, а потом получить назад, воспользуйтесь советом и правильно пришейте кулиску для палки и именную карточку.

В примерно десятилетней давности американских лоскутных журналах предлагалась цельная кулиска, в которую продевалась палка, за концы которой работа подвешивалась. Иногда в бока этой палки вбивались гвоздики.

И хотя нередко ещё можно увидеть подобные кулиски, но практика выставок и фестивалей постепенно показала недостаточную их надёжность и удобство. Поэтому новые международные правила оговаривают иной тип кулиски.

Итак, какой должна быть кулиска?

Прежде всего, достаточно широкой. Обычно для выставочных работ используются рейки 7-8 см «в обхвате» (более узкие легко ломаются или повреждаются ещё в пути). Учитываем, что она должна свободно продеваться в кулиску и оставаться в ней подвижной. Значит, ширина подвески меньше 10 см – слишком узкая для большой работы. Это минимально приемлемый размер для миниатюры. А большому толстому одеялу уже необходима 15-сантиметровая ширина подвески.
Также надо помнить, что размер работы добавляет ей вес и, значит, необходимо добавить прочности и кулиске. Это достигается за счёт правильного выбора ткани и формы.
Требования современных выставок указывают, что на всех лоскутных работах желательно иметь не меньше ТРЁХ подвесок.

Рассмотрим эти требования подробнее.

1. Кулиску не нужно пришивать прямо от края до края изделия. Она должна быть короче ширины лоскутного полотна, т.е. от каждой боковой стороны отступаем примерно по 2 см. Таким образом планка будет полностью скрыта за работой.
2. Металлическая нить или леска вместо планки – плохие помощники в подвешивании, так как они сморщивают работу, и к тому же она может с них легко упасть.
3. Если у вас нет своей планки, на выставках они платные (аренда). Ничего, если палка окажется на 5-10 см короче ширины вашей работы.
4. Тройная (или даже из 4-5 частей для больших полотен ) кулиска даст возможность закрепить работу надёжнее, безопаснее, ровнее и красивее.

Кулиску можно пришить разными способами. Например, верхний необработанный край убирается под окантовку на подкладке, и они пришиваются одновременно (на машинке или вручную). А потом нижний край кулиски вручную. Или же кулиска полностью вручную пришивается в самом конце работы – на подкладке под верхней окантовочной линией или чуть ниже. При этом следите, чтобы не было видно швов на лоскутной части работы (см. чертежи и фото ниже).

Рассмотрим оба способа детальнее.

Подвеску следует кроить из НЕтянущихся тканей в виде сложенной вдвое полосы.
В обоих способах ширина подвески (10-15 см)х 2 + припуски. Значит, кроим ширину 22-32 см. Длина зависит от вашего изделия.
Способ первый
1. Выкраиваем одну длинную (среднюю) и две коротких (боковые) детали кулиски.

2. Обрабатываем боковые срезы: на изнанку дважды их подворачиваем (1 см + 1 см) и заутюживаем. Пришиваем. Утюжим. (Маленькая хитрость: я выкраиваю детали, длина которых равна стороне квилта, за которую квилт будет подвешиваться. За счёт подвёрнутых дважды боковых срезов в итоге получаются кулиски нужного размера).
Каждую деталь складываем пополам и утюжим.
Необработанный верхний край подвески прячем под ещё не пришитую к изнанке окантовку, закрепляем булавками и одновременно пришиваем окантовку и кулиску (вручную или на машинке).
Способ второй
1. Кроим детали аналогично, как и в первом способе, обрабатываем боковые срезы и складываем детали пополам трубочками, но иначе – лицевыми сторонами друг к другу. По изнаночной стороне деталей сшиваем вместе верхние срезы.
2. Разутюживаем швы, расположив их на середине деталей:
Выворачиваем.
Ещё раз утюжим детали.
Можно заутюжить получившийся шов и к верхнему или нижнему срезу кулиски, но мне больше симпатичен заутюженный шов посередине.
Такие готовые кулиски-трубочки можно пришить прямо вдоль окантовочной линии (как на фото), или чуть ниже (как на рисунке).
Длина средней большой кулиски в обоих способах зависит от величины вашей работы. Плюс учитываем размеры, указанные на этой общей схеме (см. рис.).

Как видите, при таком типе кулисок работа подвешивается не за концы палок, а в промежутках между частями кулисок. Это более надёжно, красиво, а также даёт возможность организаторам выставок подвесить по вертикали сразу несколько работ.
ИМЕННАЯ КАРТОЧКА (ПАСПОРТ)

Во многих англоязычных изданиях, посвящённых истории квилта, можно встретить сожаление, что традиция оформления именной этикетки начала развиваться только чуть более 100 лет назад. И многие-многие ценные теперь квилты (как коллекционные, так и сохранившиеся в семьях), остались без памяти, потеряли и имя мастерицы, и историю создания.
Поэтому не забудьте подписать свою работу. Имя автора расскажет будущим поколениям о создательнице работы и о времени создания – сохраните это для истории.
Какие традиции и требования сложились в лоскутном мире? Например, на лицевой стороне работы могут быть такие именные пометки (вышитые или сделанные текстильным маркером), как имя мастерицы или первые буквы имени, монограмма, ex libris или какой угодно свой символ и год создания.
Также нередко можно увидеть именные пометки на коллективных работах – когда каждая мастерица шьёт свой блок и на видимой, лицевой стороне подписывает его (в уголке или в центре - по договорённости), как вот на этом роскошном коллективом одеяле «Дрезденская тарелка», подаренном лоскутницами Калифорнии президенту своего Общества, каждая написала свое имя на центральной части блока.

Однако следует помнить, что для работ, отправляемых НА КОНКУРС, организаторами специально оговаривается, что любые пометки на лицевой стороне работы запрещены.
Но, конечно, основная информационная нагрузка – в именной карточке, паспорте работе. Следует различать именные карточки, пришиваемые для выставочных квилтов и для «домашнего пользования». Рассмотрим первые.
Так, для «представительских» работ пришитые этикетки ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! И ещё важно знать существующие международные правила, как правильно сделать и закрепить именную карточку. Познакомимся с ними.
Лучше делать этикетку из тканевого лоскута. Рекомендованный размер карточки в готовом виде 4”*5” (примерно 10х12 см), предпочтительно из муслина, но можно из любой светлой хлопковой ткани. Для выставочных работ следует придерживаться определенной последовательности в указании информации:
Название работы
Год создания
Имя автора работы

Далее следует важная информация, которая даст возможность работе вернуться домой из любой точки мира:
Адрес
Страна
Номер телефона
(этот пункт мастерицы часто опускают, конечно же).
Если владелец работы не сама мастерица, необходимо указать и контактные данные владельца.

И последнее важное требование к именной карточке для выставочных работ – место прикрепления. Обратимся к нашей общей схеме выше, на которой видно, что если мы смотрим на свою работу со стороны подкладки, то место для карточки будет в правом нижнем углу. Именно тут на подкладке мы вручную пришиваем «паспорт» работы.
Также допускается написание информации прямо на подкладке лоскутной работы специальным фломастером для текстиля (также закрепляется горячим утюгом). Место такой информации – то же самое, что и для лоскута-карточки. Это установленное правило помогает организаторам выставки в составлении каталогов, а также считается, что удобнее с левой руки заглянуть (конечно же, в белых перчатках!) на карточку и проверить правильность информации на этикетках, которые прикрепляются для посетителей рядом с работой.

Но самим посетителям трогать руками выставочные лоскутные работы категорически запрещено!

Итак, мы познакомились с установившимися международными правилами относительно кулисок и оформления этикеток для отправляемых на выставки работ. И, если организаторы лоскутного мероприятия не оговаривают иных требований, то можете смело следовать этим. И не бойтесь украшать ваши именные карточки виньетками, декоративными рамочками, строчками… Это не воспрещается!
А если ваша лоскутная работа «для дома, для семьи» или «дарительная», то и простора для декоративности и творчества ещё больше! Вы практически не стеснены какими-либо правилами, ибо именная карточка тогда – это или памятная информация себе, семье, или «пожелательная» открытка. В таких «домашних» квилтах и размер этикетки может быть произвольным, и форма, и количество текста, и место прикрепления.
Если работа шилась в подарок, можно написать пожелание или даже небольшую историю создания. Текст может быть довольно длинным или кратким, поэтическим или прозаическим. Иногда родные создают памятный квилт совместно (например, свадебный или поминальный), и тогда на этикетке упоминают имена всех участников. Именные карточки могут быть различной формы: квадратные, треугольные, прямоугольные, многоугольные, круглые, овальные, а также в виде сердечек, ангелочков, машинок, цветов, листиков… Можно украсить не только виньетками, картинками, но и аппликацией. Именные карточки могут быть и в виде лоскутного блока. Например, есть издание Quilt Labels, которое знакомит с 50 идеями этикеток, выполненных в технике «шитьё по бумаге» (Foundation Pieced). Информацию на паспорте можно вышить на машинке или вручную. Можно написать специальной тушью или текстильным маркером (они закрепляются горячим утюгом). И также можно сделать текстильный принт информационного текста на компьютере, о чём мы расскажем ниже.
Во многих странах лоскутницы, имеющие профессиональные вышивальные машинки, создали свои небольшие фирмы, интернет-магазины, где можно купить готовый образец-полуфабрикат «лейбла» для квилта или же сделать индивидуальный заказ. Кстати, там можно встретить и этикетки на синтетических тканях.
Место расположения именной карточки на домашних квилтах тоже может быть произвольным: справа, слева или в центре нижней части подкладки. Иногда и на лицевой стороне квилта можно встретить этикетку, выполненную как художественный блок-элемент лоскутной работы. Можно даже «утеплить» карточку синтепоном (например, хлопковым, как сделала эта мастерица для детского одеяла).
Так же, как и для выставочных работ, «домашние» этикетки можно вышить на машинке или вручную. Многие мастерицы предпочитают маркер для текстиля, закрепляемый глажением (он появился в середине 19 века и сразу привлёк внимание лоскутниц). Сегодня этикетку можно выполнить и с помощью компьютерной техники – сделать текстильный принт информационного текста, поместить фотографию «дарителя» или «получателя», а также памятного события (например, свадебное фото). Такие этикетки могут быть чёрно-белыми или цветными.
Именная карточка на компьютере

В продолжение статьи Лийзы Тенттинен финская мастерица Сейя Паананен (Seija Paananen) рассказывает о своей первой пробе сделать такую именную карточку.
Сейя познакомилась с книгой Margo J.Glabo Quilt Labels, из которой узнала, как можно получить на принтере именную карточку для лоскутной работы. В книге имелась в виду специальная ткань, фиксирующая текст. Она выпускается, например, под именем Cotton Jet и бывает чисто-белой, природно-белой, а также джинсовой фактуры и цвета, шелковой и др. На одной её стороне специальный пластиковый слой. У такого типа ткани своя инструкция по применению! Также появилось новое средство Bubble Jet Set, которым можно обработать ткань перед печатью. Сейчас в Финляндии все эти принадлежности можно купить, но 7 лет назад Сейя Паананен попробовала напечатать карточку на простом лоскуте и признаётся, что очень была довольна результатом.

Хотя, как было указано в книге и как она сама заметила, что каждый владелец принтера печатает это под свою ответственность, потому что изготовители печатной техники не предполагают работать на ней с тканью. Поэтому мастерица советует внимательно ознакомиться с инструкцией принтера, насколько есть возможность получить текстильный принт. И также предупреждает, что можно использовать только струйный, а не лазерный принтер.
Далее Сейя Паананен детально описывает процесс, за которым пошагаво проследим и мы.
1. Берём кусочек тонкой белой (или другой светлой) хлопковой ткани с частым переплетением. Ткань должна быть предварительно постирана и выглажена.
2. На изнаночную сторону лоскута приутюживаем freezer-paperi (бумагу для заморозки). Таким образом закреплённый лоскуток проскочит через принтер.
3. После приклеивания бумаги подравниваем все края роликовым ножом и обрезаем маленькие ниточки, если они немного вылезли.
4. Сам текст карточки можно подготовить в любой компьютерной программе, от которой возможно получить печать.
5. Следует помнить, что можно использовать только чёрный цвет. Другие цвета не выдерживают как следует стирки.
6. Когда текст готов, помещаем ткань в принтер таким образом, чтобы печать оказалась потом на тканевой поверхности – обычно она находится внизу. Запускаем печать.
7. А перед тем, как заложить в принтер лоскуток, ставим нагреваться утюг, чтобы к концу печати он был максимально горячим.
8. Как только достали отпечатанный лоскуток, сразу через чистый лист бумаги (или бумаги для выпечки) проглаживаем текст горячим утюгом. Таким образом закрепляем краску.
9. Если вы хотите раскрасить вашу текстильную именную карточку, возьмите цветные фломастеры или краски для текстиля и подкрасьте-подрисуйте. После этого рисунок аналогично закрепите горячим утюгом через чистый лист.
10. И пока карточка горячая, с неё легче снять помогавшую при печати freezer-paper.
Карточка готова.
Сейя Паананен отмечает, что на её модели HP-принтера получился хороший результат. После первой стирке цвет чуть-чуть посветлел, но после 2 и 3 стирок изменений она больше не увидела.
А вот её проба. Карточка несколько необычная, треугольной формы, пришита на лицевой стороне подарочного квилта к 30-летию подруги да еще и с «полезным» юмором - рекомендациями по уходу.
Технический прогресс не стоит на месте и учитывает, в том числе, и интересы лоскутниц. Спустя два года, в 2003 году, в американском журнале Quilting for Christmas появилась реклама фирмы HP и приуроченная к ней статья Aliso Newman «Квилтовые лейблы с любовью», в которой она рассказывает об опыте создания красивых цветных подписей на (тоже НЕлазерном!) принтере HP PSC 2410 Photosmart. Демонстрировался и диск с программой по созданию таких художественных квилтовых подписей.
Получается, например, такой результат:

Наташа-Фиалка


счетчик посещений contadores de visitas e harmony

Warning: include_once(/sata1/home/users/dublirin/www/www.dublirin.com.ua/tokyo_fest_3.files/putslinkshere/ML.php) [function.include-once]: failed to open stream: No such file or directory in /sata1/home/users/dublirin/www/www.dublirin.com.ua/articles_quiltback.html on line 644

Warning: include_once() [function.include]: Failed opening '/sata1/home/users/dublirin/www/www.dublirin.com.ua/tokyo_fest_3.files/putslinkshere/ML.php' for inclusion (include_path='./:/usr/local/share/pear/') in /sata1/home/users/dublirin/www/www.dublirin.com.ua/articles_quiltback.html on line 644

Fatal error: Call to a member function Get_Links() on a non-object in /sata1/home/users/dublirin/www/www.dublirin.com.ua/articles_quiltback.html on line 645