В куклы играют девочки всех возрастов. Маленькие девочки заботливо укладывают спать своих «деток», а «девочки» преклонного возраста охотно шьют кукольные одеяла наряду с прочими милыми вещицами, напоминающими им о своем детстве.

Одеяло для куклы давно стало предметом коллекционирования, и в мире есть несколько коллекций, насчитывающих сотни экземпляров.
О двух из них я бы хотела немного рассказать.

Когда у Джанет Меиерс (Janet Meyers) в 1966 году родилась дочь, она стала покупать для нее игрушки, среди которых были антикварные кукольные кроватки. Как это часто бывает, мама не рискнула дать дорогие игрушки ребенку, а начала играть в них сама. Коллекция кроваток выросла до 300, и самая старая из них датирована 1840 годом.

Но ведь все эти кроватки надо было чем-то покрывать. Для этой цели Джанет собрала около 500 кукольных мини-квилтов. В ее коллекции много и старинных одеял. Сначала она интересовалась в основном вышивкой "редворк" (контурная вышивка красными нитками), но однажды судьба свела ее с Кей Ингланд (Kaye England), и Джанет увлеклась пэчворком. Само собой разумеется, что шила она в основном кукольные одеяла.
Она старалась, чтобы ее одеяла по стилю подходили к антикварным кроваткам, и потому очень тщательно подбирала для них ткани и традиционные блоки.

(Фотографии взяты из журнала "Квилтмания")
На одной из фотографий - тряпичная кукла, похожая на те, которые делались дома для маленьких девочек во все времена и во всех странах без исключения. Богато одетые куклы, сделанные из дерева или фарфора, которые мы видим в музеях, вряд ли предназначались для детского досуга, они были дорогими и статусными вещами, и играли в них очень состоятельные дамы.

Голландка Петронелла Ортман заплатила за кукольный домик сумму, сравнимую с покупкой настоящего дома в Амстердаме. Интерьер кукольного дома напоминал ее собственный дом, фарфор для него она заказывала в Китае, а одеяльце для кукольной кровати было вышито инициалами ее и мужа, и сделано явно на заказ искусной вышивальщицей. Кстати, муж Петронеллы разделял ее интересы, потому что сам был торговцем шелком.
(Фотографии с сайта Государственного Музея в Амстердаме)
До тех пор пока в 19 веке куклы не начали производить массово, дорогую игрушку давали ребенку ненадолго и под строгим присмотром няни или матери.

В 17-18 веке детям вообще жилось несладко, игра считалась бесполезной тратой времени, а дорогие игрушки - тратой денег даже в семьях с достатком. Не в каждом доме была настоящая кукла, а вот самодельными куклами из ткани играли дети всех сословий на протяжении нескольких веков.

Менялись их лица, одежда, но все так же маленькие девочки, укладывая их спать, заботливо укрывали своих "детей" лоскутными одеялами.
Судя по качеству одеял, которые в наше время продаются на антикварных аукционах, большая часть их была сшита самими девочками, ведь обучение шитью начиналось рано, лет с трех, и что могло быть более подходящим, чем одеяло из сшитых между собой квадратиков или полосок. Так же как и вышивальные и вязальные сэмплеры, кукольные квилты были первыми шагами к рукоделию, в данном случае пэчворку и стежке. Те одеяла, которые шили мамы, были миниатюрной копией настоящих квилтов, с каймой, а иногда с медальоном, некоторые одеяла делались с выемкой по бокам по форме кровати, и, конечно, они отличались качеством выполнения работы.
Какие блоки использовалось для кукольных одеял? Думаю, что все те же, что и для больших изделий, на них тоже существовала мода, их печатали в дамских журналах, и каждая любительница шитья должна была непременно попробовать новый блок, пусть и в маленьком формате.Часто встречаются самые простые, хрестоматийные блоки вроде 4- или 9-клеточного квадрата, которые выполнить было под силу детям. Нередко в изготовлении кукольного одеяла использовали вышитые мотивы "редворк", несложную аппликацию, есть довольно много одеял в стиле "крейзи".
Вторая коллекция, о которой я хотела бы упомянуть, - это коллекция Мэри Гомли (Mary Ghormley). 80 одеял из ее коллекции подробно описаны в книге Мэрикей Валдфогел (Merikay Waldvogel) "Сокровища детства". Автор много внимания уделила наиболее часто встречающимся в 19 веке в Америке блокам и тканям.
Вот несколько фактов из книги "Сокровища детства": В начале 19 века в Америке в интерьерах широко использовались индийские ситцы, и когда они вышли из моды, их пускали на квилты, в том числе на кайму к ним. Кровати были с балдахинами и у квилтов по бокам делали выемки для колонн, поддерживающих эти балдахины. Поскольку игрушечные кроватки имитировали взрослые, то и у кукольных квилтов часто делали подобные вырезы по углам. Стежка в первой половине 19 века была более искусная, густая, и делалась вручную с 10-ью и более стежками на дюйм, но в 1870-е годы уже повсеместно использовались швейные машины.
Фотографии других одеял можно посмотреть в альбоме. В том же альбоме есть и маленькие детские одеяла, изумительно простеганые шелковые квилты для колыбелек (не пэчворк). У детских одеял было больше шансов сохраниться, так как их делали взрослые и более умелые руки, и их берегли для следующих поколений.

Татьяна Самсонова,
Бельгия


счетчик посещений contadores de visitas e harmony